25 декабря 12:21
размер шрифта: [увеличить] [уменьшить]
|
Как бы хорошо вы ни окончили школу, как бы хорошо ни владели иностранным, приехав учиться в зарубежную страну, вы неминуемо столкнетесь с трудностями. Пресловутый язык, пусть знакомый, но все-таки чужой; стиль обучения, не похожий на наш; шутки и намеки однокашников, которых вы не понимаете из-за недостатка так называемых фоновых знаний – все это отнюдь не способствует хорошей успеваемости Для того чтобы превратить растерянного неумеху-иностранца в полноценного студента, существуют разнообразные курсы академической подготовки – как языковой, так и предметной. Обязательно ли их проходить? Выпускнику-россиянину, желающему сразу после школы поступить в университет, скажем, в Британии или Германии – обязательно. Там курс предвузовской подготовки засчитывается как «двенадцатый класс», отсутствие которого в наших школах служит основным препятствием к непосредственному поступлению. Но вот в некоторых других странах этой «рогатки» не существует. Нет ее и для тех, кто уже окончил курс-другой в российском вузе, не говоря уже о выпускниках, нацелившихся на магистратуру. Так тратить или не тратить время и деньги на подготовительные курсы? Чтобы это понять, нужно знать, что эти курсы собой представляют и что конкретно могут вам дать.
Больше знаний!
Всяческих предуниверситетских программ для иностранных абитуриентов – море, особенно в англоязычных странах. Их отличие от прочих языковых курсов в том, что помимо лингвистических премудростей здесь преподают массу прочих полезных вещей. В частности, учебные навыки, позволяющие студенту адаптироваться к системе преподавания, принятой в данной стране. Кое-где в программу включают еще и ряд общеобразовательных предметов. Таким образом, по выражению директора канадской языковой школы Young People\’s Language School Жаннет Галлина, «восполняя пробел между окончанием средней школы в родной стране и учебой в англоязычном университете как в языковом, так и в познавательном плане». То есть, объясняет Галлина, программа данной школы дает возможность абитуриентам с отличным аттестатом, но нетвердым знанием английского повысить уровень владения языком, а тем, кто хорошо знает английский, но имеет небезупречный аттестат, — приобрести больше знаний по профилирующим предметам, чтобы повысить средний балл. Некоторые языковые центры лишь недавно ввели программы предвузовской подготовки, других можно назвать ветеранами в этой области. Например, в Международном центре английского языка при британском университете Oxford Brookes такие курсы преподаются уже 15 лет. «Мы ввели их, потому что иностранным студентам необходима образовательная база, сравнимая с той, которой располагают британцы\», — объясняет сотрудница школы Сисси Фенг. При этом курсы посещают как поступающие на первый курс бакалавриата, так и будущие магистранты. Хотя во многих учебных заведениях для тех, кто собирается учиться в магистратуре, существуют особые подготовительные программы – Pre-Master’s.
Не заплутаться бы…
Подготовительные курсы бывают двух разновидностей. Во-первых, собственно языковая подготовка — «Язык для академических целей». Такие курсы длятся максимум полгода, включают в себя подготовку к тому или иному международному языковому экзамену (порой и сдачу) плюс учебные навыки. Вторая, более основательная разновидность, скорее напоминает наши подготовительные курсы, с той разницей, что гораздо больше внимания уделяется языку и также преподаются учебные навыки, еще в большем объеме, чем на чисто языковых курсах. Это те самые программы Foundation, без которых вчерашнему школьнику не поступить в британский вуз. Зато при успешном их окончании вы нередко автоматически зачисляетесь в то учебное заведение, при котором проходили курс, либо без труда поступаете туда, куда хотите. Но это в самых общих чертах. На самом деле внутри этих разновидностей программ существует множество вариаций – сами курсы могут сильно разниться. Так, например, в австралийском Университете Нового Южного Уэльса (UNSW) в Сиднее студенты могут выбрать одну из четырех подготовительных программ длительностью от 9 до 12 месяцев. Каждая из них дает как право учиться в университете, так и прекрасную подготовку к обучению. Это полноценные академические программы, причем студент выбирает то направление, по которому собирается учиться. При этом выпускников принимают не только в UNSW, но и в другие вузы Австралии и Новой Зеландии. Frances King School of English in London — не вуз, а языковая школа. Тем не менее девятимесячная (или, для «продвинутых», шестимесячная) подготовительная программа состоит не только из занятий английским. Она включает девять модулей: бизнес, экономика, информационные технологии, культура и университетская жизнь Британии, язык для академических целей, подготовка к IELTS, а также предмагистерская подготовка и программа «Академический год/семестр» с гибким графиком (новые студенты принимаются каждый месяц), поступить на которую можно даже с элементарным знанием английского. Нередко языковые школы предлагают достаточно короткие подготовительные курсы. Так группа школ LAL, имеющая отделения в пяти странах, организовала в своих центрах в Британии, США и на Мальте программы, длящиеся от 4 до 12 недель. Здесь прицельно «натаскивают» на сдачу IELTS тех, кто собирается поступать в вузы Британии, Южной Африки, Австралии и Новой Зеландии, где требуется особенно высокий балл за этот экзамен. А параллельно учат писать эссе, конспектировать лекции и прочим полезным навыкам, которыми должен обладать каждый студент. В общем, каждое учебное заведение старается, как может, изобретая собственные курсы. При этом, как отмечает Татьяна Мохова, директор российского образовательного агентства «Группа «Йорк»», «некоторые курсы языка для академических целей и Foundation – это обычные языковые программы, включающие минимальный академический компонент». Не удивительно, что студентам (а порой и агентам) нелегко сориентироваться в этих «джунглях» и что потом они сетуют на потерянное время и средства. Чтобы преодолеть разнобой, некоторые шаги были предприняты группой учебных заведений, входящих в британскую ассоциацию языковых школ English UK, взявшейся разработать общий стандарт для программ предуниверситетской подготовки. Созданная ими схема призвана служить ориентиром для школ, предлагающих подобные курсы, и включает ряд направлений, которые должны в обязательном порядке в них включаться. Это, в частности, академические навыки и навыки общения, занятия по предметам выпускного класса средней школы, а также подготовка к международному языковому экзамену, например IELTS. Но схема будет действовать только в Британии, желающие же учиться в других странах должны полагаться на квалификацию образовательных агентов.
А что там у датчан?
Между тем популярность прочих мест растет. Например, все больше иностранцев выбирает университеты Дании, где, хотя и введена плата за обучение для студентов из стран, не входящих в Европейский союз, плата эта в разы меньше, чем в той же Британии. Но подготовительных курсов в этой стране практически нет. Даже Копенгагенский университет, где самый большой процент иностранцев, может предложить лишь курсы датского языка и культуры, не включающие академической подготовки как таковой. В Германии давно функционирует система специальных подготовительных колледжей – Studienkolleg – для вчерашних школьников. Это год весьма напряженных занятий с последующей сдачей экзаменов, ведущих к зачислению в университет. Что же касается языка для академических целей, то подобную четырех- или восьминедельную программу — Campus Intensiv — предлагает в первую очередь Институт им. Гете, а в последнее время за это дело берется все больше частных языковых школ. Создаются и курсы при университетах. Так в октябре 2005 года программу академической подготовки под названием Profis запустил мюнхенский Университет им. Людвига и Максимилиана. «В Германии было проведено масштабное исследование, показавшее, что многие иностранные студенты с трудом адаптируются к немецкой системе образования и теряют драгоценное время, — объясняет представитель университета Рафаэлла делли Санти. – Из-за этого им приходится бросать учебу». Profis, включающая занятия немецким и обучение учебным навыкам и академическому письму, проводится перед началом семестра непосредственно в кампусе. «Студентов также знакомят с окружением, показывают, где что найти в университете, дают советы, помогают интегрироваться в студенческую среду и привыкнуть к новым реалиям», — рассказывает Санти. Так что до некоторой степени это еще и ориентационный курс.
Университет или школа?
Как курсы языка для академических целей, так и программы Foundation предлагаются самыми разными учебными заведениями: это и университеты, и колледжи дальнейшего образования, и специальные подготовительные колледжи, и языковые школы. Куда же податься абитуриенту? Мнения специалистов не всегда совпадают. Хотя многие сходятся на том, что традиционно абитуриенты предпочитают готовиться при том вузе, в который собираются поступать. Дина Карвальо из бразильского образовательного агентства Kangaroo Tours полагает: «Обычно абитуриенты выбирают курсы при университете, где намерены учиться, в основном потому, что именно здесь им предстоит провести студенческие годы. Немаловажно и то, что многие вузы гарантирует зачисление прошедшим подготовительную программу». Сами представители курсов при университетах считают эту тенденцию правильной. Где еще, дескать, дадут такие академические навыки? \»Подготовительная программа Лидсского университета проводится непосредственно в кампусе нашим же преподавательским составом, — говорит директор вышеупомянутой программы Джон Юрен. – А это значит, что к участникам относятся, как к обычным, полноценным студентам, и они пользуются теми же правами и привилегиями». Зато нам нет равных в обучении языку, возражают представители языковых школ. Вот мнение Сары Греторикс, директора школы Colchester English Study Centre (Колчестер): «Полагаю, что языковые школы дают лучшую подготовку, но университеты изо всех сил стараются отбить студентов у языковых школ. Между тем в университетах не так тщательно распределяют студентов по уровню и не уделяют каждому столько внимания». Кроме того, как считает Марк Хенвуд (MLS International College, Борнмут), языковая школа дает студенту большую свободу маневра. «Мы в MLS знаем по опыту: студент порой приезжает в Британию, твердо зная, где собирается учиться. Но, проведя в стране год, многие меняют намерения, — отмечает он. – Подготовительные курсы должны предоставлять студенту выбор, нацеливая его на широкий спектр университетских программ, как в плане специальности, так и в плане географии». А вот Виктория Донелли из Ньюкаслского колледжа предлагает еще один вариант – естественно, колледж, и, в общем-то, по тем причинам: \»Подготовка в колледже дает больше свободы, чем университет: через шесть или девять месяцев вы можете выбрать, куда вам поступать, — отмечает она. – А если вы выберете университет, то и останетесь привязанным к этому университету на весь срок трехгодичного дипломного курса». Но самые разумные школы и вузы, вместо того чтобы дискутировать, кто лучше, объединили свои усилия. Например, студенты подготовительной программы лондонской школы Frances King посещают Роугемптонский университет – конспектируют там лекции и учатся пользоваться библиотекой. Мальтийское отделение LAL скооперировалось с Мальтийским университетом, специально чтобы помогать абитуриентам из стран, не входящих в Европейский союз, побыстрее достичь необходимого уровня IELTS. А успешное окончание курса языка для академических целей в британском языковом центре Anglo World дает гарантию поступления в Портсмутский университет.
Сколько бы ни спорили специалисты, почти все согласны в одном: молодые люди склонны переоценивать и свою самостоятельность, и знание иностранного, поэтому нередко пренебрегают подготовительными курсами. А зря. Ведь от дополнительных знаний вреда не бывает.
Источник: aboutstudy.ru/
Другие статьи : 18:04 Знание иностранного языка — значение при трудойстройстве Ни для кого не секрет, что сегодня знание иностранного языка является одним из основных критериев при трудоустройстве, а также служит конкурентным преимуществом.
14:11 Какие языки изучать наиболее перспективно
По прогнозам специалистов, через 50 лет китайский язык, несмотря на свою сложность, может стать международным.
06:25 Образовательные технологии будущего
Давно признано, что классические модели образования во взрослой аудитории неэффективны. Работающий человек является носителем практического опыта и знаний, и он как никто другой знаком с проблемами современного бизнеса.
06:25 Не поступившие в вуз начнут карьеру..
Состояние рынка труда как никогда этому благоприятствует. Чтобы увеличить свои шансы, стоит пройти краткосрочные курсы повышения квалификации.
07:39 MBA: востребованность бизнес-образования работодателями
В описаниях вакансий сегодня часто можно встретить строчку \»желательно наличие бизнес-образования\» или даже более конкретное требование к кандидату – \»наличие степени MBA бизнес-школы из рейтинга 20 лучших программ мира\». |